Определение обмоток двигателя

Определение обмоток двигателя

Время на чтение:

Иногда случается так, что человек покупает или получает трехфазный электродвигатель с шестью катушками, которые не промаркированы. Если говорить проще, мотор имеет шесть проводов, идущих из статора, и они не обладают никакими надписями. Для его включения необходимо попарно соединить проводники, получив три контакта. Этот процесс называют маркировкой выводов. О том, как определить начало и конец обмотки, и как они обозначаются, рассказано в этом материале.

Обозначение обмоток трехфазного двигателя

Любой статор трехфазного электрического мотора обладает тремя катушечными группами, которые по-другому называются обмотками. Одна обмотка соответствует одной фазе и обладает двумя выходами. Они являются началом и концом катушки, то есть всего из двигателя выходит шесть проводов, маркируемых следующим образом:

  • C1 или U1 — начало витка № 1, C4 или U2 — конец витка № 1;
  • C2 или V1 — начало витка № 2, C5 или V2 — конец витка № 2;
  • C3 или W1 — начало витка № 3, C6 или W2 — конец витка № 3.

Клеммная коробка движка

Обратите внимание! На условных схемах их также подписывают такими буквами, а обозначаются они волнистыми линиями с тремя бугорками. В этом можно убедиться, посмотрев на любую схему подключения трехфазного двигателя.

Кабеля катушек выводят в специальную клеммную коробку движка. От того, как эти провода будут соединены, зависит номинальный электрический ток, подающийся на статор, а также напряжение сети питания.

Обозначение катушек на схеме

Как правильно можно определить, где начало и конец обмотки трехфазного электродвигателя

Маркировку выводящих проводников можно быстро найти, используя простую контрольную лампочку на 220 В и электрический тестер. Из всего движка нужен только статор. С помощью тестера находят три кабеля и переключают режим измерения на «сопротивление». Поочередно выполняют прозвонку выводов. Если прибор пищит или издает другие звуки, то найден правильный проводник

То же самое можно сделать и с помощью лампы. Для этого:

  1. К предполагаемой обмотке подсоединяют лампу.
  2. Две других катушки выводными кабелями соединяют изолированным проводником.
  3. На другие провода подают 220 В.
  4. Если лампа не горит, то выводы определены неправильно и нужно просто поменять провода для следующего теста.

Важно! После определения выводных проводников каждой из катушек их необходимо пометить, чтобы не запутаться в будущем. Для этого используют маркер или цветные трубки из ПВХ, которые надевают на выводы.

Таким образом, было рассмотрено, как определить начало и конец обмотки электродвигателя с помощью подручных средств. Без этого не получится подключить движок в сеть и обеспечить корректную его работу. Обозначения наносят на выводные провода или на колодки зажимов, находящиеся рядом с выводами. Если соединение фаз находится внутри движка, то их кончики не обозначают. Достаточно будет нанести буквы без цифр.

Начала и концы обмоток электродвигателей – простой способ определения

В большинстве случаев, обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей скоммутированы в нужное соединение (“звезда” или “треугольник”) внутри статора и выведены в клеммную коробку в виде трех проводов, на которые подается питающее напряжение

380 В. Соединяться обмотки двигателя могут и в клеммной коробке: в этом случае все концы обмоток выводятся в коробку виде двух разделенных пучков по три провода (“начала” и “концы”).

Наконец, выводы обмоток могут быть промаркированы металлическими бирками (С1-С2-С3 – “начала”, С4-С5-С6 “концы” обмоток). Однако, в некоторых случаях попадаются электродвигатели, в клеммную коробку которых просто выведены шесть немаркированных “концов” обмоток, не разделенных на пучки. Причиной этому может быть утеря бирок с маркировкой вследствие небрежной эксплуатации электродвигателя.

В некоторых случаях, бывает, что после ремонта его обмоток – перемотки, в клеммную коробку двигателя выводят шесть совершенно одинаковых проводов одного цвета.

В этом случае, для правильного соединения. необходимо определить “начала” и “концы” обмоток электродвигателя. Для этого, сначала нужно “найти” обмотки, т. е. определить пары проводов отдельных фазных обмоток. Прозвонить пары можно любым тестером или при помощи контрольной лампы, после чего следует промаркировать найденные фазные обмотки.

Читайте также:  Селективность что это

Теперь нужно определить начало и конец найденных пар фазных обмоток, существуют несколько способов определения, наиболее распространенный и достаточно надежный способ – следующий:

Две любые “найденные” фазные обмотки, соединенные последовательно включают в сеть

220 В, а к выводам третьей подключают контрольную лампу или вольтметр, с установленным пределом измерения до 100 В. Слабый накал лампы или отклонение стрелки вольтметра будет признаком, того, что две, последовательно включенные в сеть обмотки, соединены таким образом, что, «конец» одной обмотки соединен с «началом» другой.

Соответственно, полное отсутствие накала лампы или отклонения стрелки вольтметра – свидетельство отсутствия ЭДС в третьей обмотки, следовательно, последовательно включенные обмотки соединены своими “началами” или “концами”. Таким образом, определив “начала” и “концы” двух обмоток, выводы маркируются.

Теперь нужно определить “начало” и “конец” третьей обмотки, для этого ее соединяют последовательно с любой из обмоток, “начало” и “конец” которой уже определены и, подключив лампу или вольтметр к оставшейся обмотке, по аналогии предыдущего опыта находят “начало” и “конец”.

Как определить начало и конец фазных обмоток асинхронного двигателя

Определение начала и концов обмоток электродвигателя без внешнего питания.

Выводы обмоток электродвигателя — схемы соединения

Обозначение выводов обмоток статора

Каждый статор трехфазного электродвигателя имеет три катушечные группы (обмотки) — по одной на каждую фазу, а у каждой катушечной группы имеется по 2 вывода — начало и конец обмотки, т.е. всего 6 выводов которые подписываются следующим образом:

  • С1 (U1) — начало первой обмотки, С4 (U2) — конец первой обмотки.
  • С2 (V1) — начало второй обмотки, С5 (V2) — конец второй обмотки.
  • С3 (W1) — начало третьей обмотки, С6 (W2) — конец третьей обмотки.

Условно на схемах каждая обмотка изображается следующим образом:

Начала и концы обмоток выводятся в клемную коробку электродвигателя в следующем порядке:

В зависимости от соединения этих выводов меняются такие параметры электродвигателя как напряжение питающей сети и номинальный ток статора. О том по какой схеме необходимо подключить обмотки электродвигателя можно узнать из паспортных данных.

Основными схемами соединения обмоток являются треугольник (обозначается — Δ) и звезда (обозначается — Y) их мы и разберем в данной статье.

Примечание: В клемной коробке некоторых электродвигателей можно увидеть только три вывода — это значит, что обмотки двигателя уже соединены внутри его статора. Как правило внутри статора обмотки соединяются при ремонте электродвигателя (в случае если заводские обмотки сгорели). В таких двигателях обмотки, как правило, соединены по схеме «звезда» и рассчитаны на подключение в сеть 380 Вольт. Для подключения такого двигателя необходимо просто подать три фазы на три его вывода.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «треугольник»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» необходимо: конец первой обмотки (С4/U2) соединить с началом второй (С2/V1) , конец второй (С5/V2) — с началом третьей (С3/W1) , а конец третьей обмотки (С6/W2) — с началом первой (С1/U1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

На выводы «A», «B» и «C» подается напряжение.

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «треугольник» имеет следующий вид:

A, B, C — точки подключения питающего кабеля.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «звезда»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «звезда» необходимо концы обмоток (С4/ U2, С5/V2 и С6/W2) соединить в общую точку, напряжение при этом подается на начала обмоток (С1/U1, С2/V1 и С3/W1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «звезда» имеет следующий вид:

Определение выводов обмоток

Иногда возникают ситуации когда сняв крышку с клемной коробки электродвигателя можно с ужасом обнаружить следующую картину:

Читайте также:  Какого цвета провод плюс и минус

При этом выводы обмоток не подписаны, что же делать? Без паники, этот вопрос вполне решаем.

Первое, что нужно сделать — это разделить выводы по парам, в каждой паре должны быть выводы относящиеся к одной обмотке, сделать это очень просто, нам понадобится тестер или двухполюсный указатель напряжения.

В случае использования тестера устанавливаем его переключатель в положение измерения сопротивления (подчеркнуто красной линией), при использовании двухполюсного указателя напряжения им, перед применением, необходимо коснуться токоведущих частей находящихся под напряжением на 5-10 секунд, для его зарядки и проверки работоспособности.

Далее необходимо взять один любой вывод обмотки, условно примем его за начало первой обмотки и соответственно подписываем его «U1», после касаемся одним щупом тестера или указателя напряжения подписанного нами вывода «U1», а вторым щупом любого другого вывода из оставшихся пяти неподписанных концов. В случае, если коснувшись вторым щупом второго вывода показания тестера не изменились (тестер показывает единицу) или в случае с указателем напряжения — ни одна лампочка не зажглась — оставляем этот конец и касаемся вторым щупом другого вывода из оставшихся четырех концов, перебираем вторым щупом концы до тех пор пока показания тестера не изменятся, либо, в случае с указателем напряжения — до тех пор пока не загорится лампочка «Test». Найдя таким образом второй вывод нашей обмотки принимаем его условно как конец первой обмотки и подписываем его соответственно «U2».

Таким же образом поступаем с оставшимися четырьмя выводами, так же разделив их на пары подписав их соответственно как V1,V2 и W1,W2. Как это делается можно увидеть на видео ниже.

Теперь, когда все выводы разделены по парам, необходимо определить реальные начала и концы обмоток. Сделать это можно двумя методами:

Первый и самый простой метод — метод подбора, может применяться для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Для этого берем наши условные концы обмоток (U2,V2 и W2) и соединяем их, а на условные начала (U1,V1 и W1), кратковременно, желательно не более 30 секунд, подаем трехфазное напряжение:

Если двигатель запустился и работает нормально, значит начала и концы обмоток определены верно, если двигатель сильно гудит и не развивает должные обороты, значит где то есть ошибка. В этом случае необходимо всего лишь поменять любые два вывода одной обмотки местами, например U1 c U2 и запустить заново:

Если проблема не устранилась, возвращаем U1 и U2 на свои места и меняем местами следующие два вывода — V1 с V2:

Если двигатель заработал нормально, выводы определены верно, работа закончена, если нет — возвращаем V1 и V2 по своим местам и меняем местами оставшиеся выводы W1 с W2.

Второй способ: Соединяем последовательно вторую и третью обмотки т.е. соединяем вместе конец второй обмотки с началом третьей (выводы V2 с W1),а на первую обмотку к выводам U1 и U2 подаем пониженное переменное напряжение (не более 42 Вольт). При этом на выводах V1 и W2 так же должно появиться напряжение:

Если напряжение не появилось, значит вторая и третья обмотки соединены неверно, фактически оказались соединены вместе два начала (V1 с W1) или два конца (V2 c W2), в данном случае нам просто нужно поменять надписи на второй или на третьей обмотке, например V1 с V2. Затем аналогичным способом проверить первую обмотку, соединив ее последовательно со второй, а на третью подав напряжение. Данный способ представлен на следующем видео:

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Способы определения выводов обмоток трехфазных двигателей

В №3 за 98 г. читатель В.И. Бондаренко спрашивает, как определить “начало” и “конец” обмоток 3-х фазного электродвигателя? Там же дан ответ редакции, что с помощью батарейки и лампочки можно определить выводы, принадлежащие одноименной обмотке. Но он не полностью отвечает на поставленный вопрос. “Начало” и “конец” определяют одним из следующих методов.

Читайте также:  Разбилась энергосберегающая лампа

Итак, после определения выводов простейшим пробником из батарейки и лампочки каждую пару выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам, каким-либо образом маркируют и приступают к определению “начало” и “конец”.

Метод трансформации

Метод трансформации заключается в том, что в одну из фазных обмоток (III обмотка на рис. 1,а,б) включают контрольную лампу или вольтметр на 60-90 В, а две других соединяют последовательно и включают в сеть 220 В. Контрольная лампа (КЛ) загорится в том случае, если конец одной из фазных обмоток окажется соединенным с началом другой (в точке О). Их общий магнитный поток в этом случае суммируется и наводит ЭДС в третьей фазной обмотке, что и вызовет свечение лампы или отклонение стрелки вольтметра (рис. 1,а).

Если же контрольная лампа не загорелась — в общей точке соединенных фазных обмоток оказались два “конца” или два “начала. В этом случае магнитные потоки гасят друг друга (рис. 1,б), поэтому в третьей обмотке ЭДС отсутствует — лампа не горит, стрелка вольтметра не отклоняется. Выводы одной из фазных обмоток меняют местами и включают схему снова.

Если лампа или вольтметр зафиксировали наличие напряжения в третьей обмотке, то вывод одной из соединенных в точке О обмоток помечают как “конец”, вывод другой — как “начало”.

Затем собирают схему, приведенную на рис. 1,в. Лампу (или вольтметр) включают на одну из двух обмоток с уже согласованными выводами и определяют начало и конец третьей обмотки, как было описано выше.

Метод подбора выводов

Методом подбора выводов удобно пользоваться при определении “начал” и “концов” у двигателей мощностью до 3. 5 кВт. Для его осуществления не нужны ни лампа, ни вольтметр, что наиболее приемлемо для В. И. Бондаренко, т. к. он проживает в деревне, где, наверное, сложно найти вольтметр.

Выводы по одному от каждой обмотки соединяют в общую точку, а другие выводы включают в трехфазную сеть, соответствующую номинальному напряжению электродвигателя по схеме “звезда” (рис. 2,а). Если в общей точке оказались все три “начала” или “конца” (для работы электродвигателя это неважно, т.к. “начало” и “конец” обозначения весьма условные), то электродвигатель будет работать нормально. Тогда выводы, подведенные к сети, помечают, например, как “концы”, а выводы, объединенные в общую точку, как “начало” (рис. 2,6).

Если в общей точке оказались, например, два “начала” и один “конец” (рис. 2,в), то электродвигатель натужно гудит, его ротор не сразу трогается с места и плохо вращается. В этом случае не следует надолго (более чем на 2. 3 с) оставлять двигатель включенным. Необходимо как можно быстрее его отключить и поменять выводы одной из обмоток. Если и на этот раз двигатель не работает, то выводы этой обмотки возвращают на прежнее место и меняют местами выводы следующей обмотки. Максимальное число проб при этом методе – всего три.

Метод “открытого треугольника”

Обмотки соединяют по схеме, показанной на рис. 3. Если в точках А и В сошлись “начало” и “конец”, вольтметр покажет одинаковое напряжение на каждой обмотке. Когда одна из обмоток “перевернута”, напряжение на ней будет несколько больше, чем на двух других.

В заключение хочу напомнить, что у трехфазных электродвигателей приняты следующие обозначения: условные “начала” обозначают С1, С2, С3, а соответствующие им “концы” — С4, С5, С6.

Выводы маломощных электродвигателей метят краской: первой обмотки — желтой, второй – зеленой, третьей – красной. Причем “концы” каждой обмотки дополнительно маркируют черной краской по основному цвету.