Как проверить электродвигатель мультиметром

Как проверить электродвигатель мультиметром

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Проверка электродвигателя мультиметром – один из простых способов обнаружить неисправность двигателя и узнать причину поломки. При помощи мультиметра прозваниваются синхронные и асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным ротором, а также коллекторные двигатели и двигатели постоянного тока. Чтобы результаты тестирования были верными, необходимо правильно подойти к процедуре проверки цепей. Для безопасной проверки двигатель отключается от электрической сети. Первое, что нужно сделать в рамках тестирования асинхронных агрегатов – проверить обмотку электродвигателя. Для оценки состояния обмоток в трехфазном двигателе необходимо снять с клемм токопроводящие перемычки.

Проверка замыкания обмоток на корпус двигателя
Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления с максимальным пределом и калибруется. Для этого в стрелочных приборах щупы замыкаются, и при помощи настроечного винта показания на измерительной шкале устанавливается «0». Только после настройки мультиметра начинается проверка работы двигателя. В приборах с цифровой индикацией этот шаг пропускается. В исправном двигателе сопротивление изоляции составляет в среднем 1000 МОм. В ходе эксплуатации значение сопротивления снижается. При сопротивлении, равном менее 500 кОм, принято прекращать эксплуатацию двигателя. Для проверки один вывод мультиметра приложить к одной из клемм двигателя, а второй – к винту заземления корпуса. Если изоляция нарушена, мультиметр покажет почти нулевое сопротивление вместо требуемой бесконечности.

Проверка проводов обмоток на предмет обрыва
Следующий этап – проверка наличия обрыва провода в обмотках электродвигателя. Для этого диапазон измерения сопротивления в мультиметре устанавливается на самый низкий предел и производится калибровка на «0». После этого при помощи мультиметра проверяется сопротивление каждой обмотки электродвигателя. Если инструмент показывает единицу, значит сопротивление цепи стремится к бесконечности, то есть в обмотках есть обрыв.

Проверка статора на межвитковые замыкания
Следующий этап диагностики электродвигателя – проверка обмоток статора на предмет наличия замыканий между витками. Для этой операции нужно проверить мультиметром каждую обмотку, после чего сравнить все показания. У полностью исправного двигателя сопротивление на всех обмотках будет одинаковым. Если же на одной из обмоток значение сопротивления сильно отличается от других, значит есть межвитковое замыкание.

Проверка коллекторного электродвигателя
В рамках диагностики коллекторного электродвигателя в первую очередь нужно проверить якорь двигателя. Тестер настраивается в режим измерения сопротивления с наименьшим пределом и калибруется по стандартной схеме, после чего щупы прикладываются к

диаметрально противоположным ламелям, на которые выведены обмотки якоря. Сопротивление во всех обмотках не должно отличаться друг от друга. Разница в показаниях свидетельствует о наличии в обмотке обрыва.

Далее на мультиметре устанавливается максимальный режим измерений и проверяется наличие коротких замыканий обмоток якоря на его корпус. Для этого одним щупом касаются ламели, а другой корпуса якоря. При отсутствии замыканий показания мультиметра должны стремиться к бесконечности. Межвитковые замыкания обмоток якоря без специального прибора, к сожалению, установить нельзя.

Также в ходе диагностики коллекторного электродвигателя надо проверить наличие замыкания обмоток статора на корпус. Принцип проверки аналогичен тому, как проверяется замыкание обмоток у трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.
Читайте также:  Почему срабатывает узо

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Одна из частых неисправностей электродвигателя – отсутствие вращения. Причину поломки можно определить следующим образом. Прежде всего с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) проверяется подача питающего напряжения. Если питание подается, проблема заключается в электрической неисправности самого двигателя, соответственно, необходимо проверить целостность подключения и прозвонить обмотки. В большинстве случаев для этого используется обычный мультиметр.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Трехфазный электродвигатель имеет 3 обмотки, у каждой из которых по два вывода. Для измерения сопротивления обмотки мультиметр переводится в режим омметра, его щупы соединяются с парой выводов. Предел измерения — 200 Ом или меньше. Необходимо последовательно прозвонить сопротивления всех трех обмоток. Полярность омметра в данном случае роли не играет.

Читайте также:  Как проверить розетку мультиметром

Как узнать, какое должно быть сопротивление у обмоток? На данном этапе это неважно – главное, чтобы сопротивления были одинаковы. Расхождения показаний по обмоткам должны быть не более 10%.

Логично, что сопротивления обмоток зависят от мощности электродвигателя. У маломощных двигателей (сотни ватт) сопротивление каждой обмотки может составлять десятки Ом, у двигателей средней мощности (несколько киловатт) – единицы Ом. У приводов мощностью десятки киловатт сопротивление составляет доли ома, и обычным мультиметром проблематично точно его измерить.

Если мультиметр показывает 0 Ом, это говорит о коротком замыкании (начало и конец обмотки замкнуты). Можно попытаться устранить замыкание в районе борно, но это удается редко. Обычно в таких случаях двигатель разбирают или перематывают. Если на одной из обмоток мультиметр показывает бесконечность, произошел обрыв, и двигатель также подлежит разборке или перемотке.

Кроме того мультиметр позволяет без труда определить замыкание обмотки на корпус. В этом случае сопротивление между обмоткой и корпусом электродвигателя будет составлять единицы Ом (при нормальной изоляции — Мегаомы).

Проверка борно

Если после прозвонки остались подозрения, нужно вскрыть клеммную коробку (борно). Часто можно увидеть, что в борно плохо затянут крепеж, или отгорели провода. Если для соединения используются гайки, нужно на каждой клемме проверить протяжку не только верхней гайки, которой прикручен питающий проводник, но и осмотреть гайку, которая держит вывод обмотки, уходящий внутрь двигателя.

При отсутствии мультиметра допускается в первом приближении проверять обмотки на обрыв при помощи универсального пробника-прозвонки. Однако, при этом невозможно определить межвитковое и короткое замыкание в обмотках.

Как определить межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание можно определить несколькими способами, самый практичный из них – измерение токов по фазам. Если при равенстве фазных напряжений токи отличаются более чем на 15%, и при этом двигатель греется на холостом ходу, можно смело нести его в перемотку.

Выводы

Следуя инструкциям, приведенным в статье, можно при помощи мультиметра определить большинство неисправностей обмотки двигателя. Как правило, при нарушениях целостности обмотки двигатель нужно перематывать.

VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Как Проверить Трехфазный Двигатель Мультиметром

Как проверить состояние обмотки двигателя

На первый взгляд, обмотка представляет собой кусок проволоки, намотанной особым образом, и ломать там особо нечего. Но у него есть особенности:

серьезный отбор однородного материала по всей его длине;

точная калибровка формы и сечения;

применение в промышленных условиях слоя лака, обладающего высочайшими изоляционными качествами;

сильные контактные соединения.

Если какое-либо из этих требований нарушается в любое время, условия электронного тока изменяются, и двигатель начинает работать на пониженной мощности или останавливается вообще.

Чтобы проверить одну обмотку трехфазного двигателя, отсоедините его от других цепей. Какие двигатели можно проверить с помощью мультиметра? Трехфазный метод испытания изоляции. На всех двигателях они могут быть собраны по одной из двух схем:

Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и обозначаются знаками «Н» (начало) и «К» (конец). Как проверить двигатель с помощью мультиметра. Время от времени отдельные соединения могут быть скрыты внутри корпуса, и для заключений используются другие методы обозначения, такие как числа.

В трехфазном двигателе статора используются обмотки с аналогичными электронными характеристиками, которые имеют одинаковое сопротивление. Если они показывают разные значения при измерении с помощью омметра, это повод серьезно подумать о причинах разброса показаний.

Как возникают неисправности в обмотке

Визуально оценить качество обмоток маловероятно из-за ограниченного доступа к ним. На практике они проверяют свои электронные свойства, считая, что все неисправности обмоток:

разрыв, когда целостность провода нарушается и прохождение через него электронного тока исключается;

небольшая неисправность, возникающая при разрыве изоляционного слоя между входной и выходной катушками, характеризующаяся исключением обмотки из работы с шунтирующей поверхностью;

перекрытие при разрыве изоляции между одной или несколькими соседними катушками, которые, таким образом, деактивируются. Ток проходит через обмотку, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электронного сопротивления и не создавая для них особой работы;

пробой изоляции между обмоткой и корпусом статора или ротора.

Проверка обмотки на обрывы проводов

Этот тип повреждения определяется путем измерения сопротивления изоляции омметром. Устройство будет демонстрировать огромное сопротивление. який, который учитывает зазор, создаваемый зазором в воздушном пространстве.

Проверка обмотки на короткое замыкание

Двигатель с коротким замыканием внутри электронной цепи, который отключен защитой сети. Но даже при быстром выводе из этого метода появление короткого замыкания хорошо видно из-за влияния высоких температур с сильной сажей или следами синтеза металлов.

В электронных методах определения сопротивления обмотки омметра получается очень маленьким значением, очень близким к нулю. Действительно, практически вся длина провода исключается из измерения из-за случайного шунтирования входных концов.

Проверка обмотки на обрыв цепи

Это более скрыто и трудно идентифицировать ошибку. Есть несколько методов, чтобы идентифицировать это.

Метод омметра

Устройство работает при постоянном токе и измеряет только активное сопротивление проводника. Намотка при прохождении поворотов делает существенно большую индуктивную составляющую.

Читайте также:  Как устроен выключатель

Когда первая ступень закрыта, а их общее количество может составлять несколько сотен, очень трудно заметить изменение активного сопротивления. В конце концов, он колеблется в пределах нескольких процентов от общего количества и сразу меньше.

Как зазвонить мотор

Три фазы асинхронный электродвигатель, тестер тест. На практике полностью проверить электропривод.

Трехфазные контакты двигателя и непрерывность обмотки

Рассмотрим расположение концов обмоток трехфазный мотор, определить, правильно ли они подключены.

Вы можете проверить точную калибровку устройства и тщательно измерить сопротивление всех обмоток, сравнивая результаты. Но разница в показаниях даже в этом случае не всегда будет заметна.

Более точные результаты позволяют нам получить мостовой метод измерения активного сопротивления, но обычно это лабораторный метод, который недоступен большинству электриков.

Измерение токов потребления по фазам

При использовании схемы переключения соотношение токов в обмотках изменяется, происходит избыток нагрева статора. Ходовой двигатель имеет аналогичные токи. Поэтому их непосредственное измерение в цепи тока нагрузки более точно отражает истинную картину технического состояния.

Измерение переменного тока

Не всегда возможно найти сопротивление обмотки, учитывая индуктивный компонент в полной рабочей цепи. Для этого необходимо снять крышку с клеммной коробки и врезаться в жгут проводов.

На выключенном двигателе для измерения можно использовать понижающий трансформатор с вольтметром и амперметром. Ограничение тока допускается ограничивающим токовым резистором или реостатом соответствующего номинального значения.

При измерении обмотка находится внутри магнитопровода, и ротор или статор можно снять. Там не будет баланса электрических токов, на которые назначен двигатель. Как проверить двигатель и можно ли проверить мультиметр? И как можно больше. Поэтому используются низкие напряжения и контролируется величина токов, которая не должна превышать номинальных значений.

Падение напряжения, измеренное на катушке, поделенное на ток, согласно закону Ома, даст значение импеданса. Осталось сравнить с особенностями других обмоток.

Та же схема позволяет снять свойства тока обмотки. Вам просто нужно провести измерения на разных токах и записать их в виде таблицы или графика. Если по сравнению с такими обмотками серьезных отклонений нет, защита от межсоединений отсутствует.

Мяч в статоре

Метод основан на разработке вращающегося электрического поля с регулярными обмотками. Как проверить двигатель с помощью мультиметра шаг за шагом. Для этого на них подается трехфазное симметричное напряжение, но, безусловно, сниженное значение. Для этой цели обычно используются три аналогичных выходных трансформатора, работающих в каждой фазе силовой цепи.

Чтобы ограничить текущие нагрузки на обмотки, эксперимент недолговечный.

Маленький металлический шарикоподшипник вводится во вращающееся магнитное поле статора, как только вращение увеличивается. Если обмотки хорошие, то шар одновременно катится по внутренней поверхности магнитопровода.

Когда одна из обмоток имеет прерывистый контур, шар замерзнет в точке разрушения.

Во время испытания невозможно превышать ток в обмотках выше номинального значения, и следует отметить, что шарик свободно выпрыгивает из корпуса со скоростью вылета из рогатки.

Проверка электрической полярности обмоток

Обмотки статора могут не указывать на начало и конец клемм, что затруднит правильную сборку.

На практике для определения полярности используются 2 метода:

1. используя маломощный источник постоянного тока и чувствительный амперметр, указывающий направление тока;

2. Способ использования понижающего трансформатора и вольтметра.

В обеих версиях статор считается магнитной цепью с обмотками, которая работает по аналогии с трансформатором напряжения.

Проверьте полярность с помощью аккумулятора и амперметра.

На внешней поверхности статора изображены три отдельные обмотки с шестью проводами, начало и конец которых находятся.

С помощью омметра выводы, относящиеся к каждой обмотке, называются и обозначаются, например, номерами 1, 2, 3. Затем они случайным образом отмечают начало и конец любой обмотки. Амперметр в форме стрелки в центре шкалы способен указывать направление тока, подключенного к одной из других обмоток.

Аккумулятор минус агрессивно подключается к концу выбранной обмотки, плюс кратковременное касание ее пуска и немедленное обрыв цепи.

Когда на первую обмотку подается импульс тока, он преобразуется во вторую цепь, закрытую амперметром из-за электрической индукции, повторяя свою первоначальную форму. В этом случае, если полярность обмоток определена правильно, стрелка амперметра отклонится вправо в начале импульса и сместится влево, когда цепь разомкнута.

Если стрелка ведет себя по-разному, полярность просто запутана. Осталось только отметить выводы 2-й обмотки.

Другая 3-я обмотка проходит аналогичные испытания.

Проверка полярности с использованием выпадающего трансформатора и вольтметра

Здесь тоже обмотки изначально называются омметрами, определяющими выводы, которые к ним относятся.

Затем концы первой выбранной обмотки произвольно маркируются для подключения к понижающему трансформатору, например, 12 вольт.

Два остатка обмотки случайно скручены в одной точке с двумя контактами, а остальные пары подключены к вольтметру и подают питание на трансформатор. Его выходное напряжение преобразуется в другие обмотки той же величины, поскольку они имеют равное число витков.

Благодаря попеременному соединению второй и третьей обмоток векторы напряжения будут добавлены, а их сумма будет указана вольтметром. Как проверить датчик парктроника с помощью мультиметра (тестер. В нашем случае, если направление намотки одинаковое, это значение будет 24 вольт, а с разной полярностью. 0.

Необходимо отметить все концы и выполнить контроль замораживания.

В статье представлена ​​общая процедура проверки технического состояния случайного двигателя без определенных технических особенностей. Они могут варьироваться в зависимости от конкретного случая. Смотрите их документацию для вашего оборудования.